18.03.11 11:12 Репортаж

10 марта компания «Билайн» в Пензе провела заседание экспертного совета программы «Мобильная грамотность», посвященное проблеме мобильного мошенничества. В заседании приняли участие директор Пензенского филиала ОАО «Вымпелком» Леонид Баталин, заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Пензенской области Алексей Овчаров, начальник отдела «К» УВД Пензенской области Александр Кашигин, старший специалист по PR Пензенского филиала ОАО «Вымпелком» Ксения Пруцскова, практикующий психолог и руководитель пензенской студии «Семья плюс» Лариса Михайлова, представители местных СМИ.

Сколько людей стали жертвами мобильного мошенничества?
Ксения Пруцскова, говоря о проблеме мобильного мошенничества, напомнила, что «Билайн» был первым оператором сотовой связи в России, который запустил собственную программу мобильной грамотности в 2008 г. И пояснила, что компания не может обойтись без мониторинга проблемы, поскольку она несет с собой имиджевые и бизнес-риски для оператора.
«Мобильная грамотность» - это просветительский проект, который разъясняет абонентам, что представляют из себя методы мобильных мошенников, как не стать жертвой мошенничества и что делать, если абоненты уже попались на удочку жуликов.
Собравшимся были представлены результаты национального исследования проведенного «Билайн» совместно с агентством маркетинговых исследований «Bojole» среди 1800 пользователей мобильной связи в 11 городах России с населением не менее 1 миллиона человек.
Исследование показало, что подавляющее большинство респондентов знакомо с таким явлением как мобильное мошенничество. А 11% уже становились его жертвами. По собственным оценкам компании «Вымпелком», от мошенничества пострадали не менее 9,5 миллионов активных абонентов (7%). Жертвами краж сотовых телефонов стали 4% абонентов – это около 5,4 миллионов человек. И это не обязательно предельные цифры. Поскольку 15% респондентов сообщили, что от мошенников пострадали и их друзья и родственники.
За последние 4 года произошел небывалый всплеск числа обращений СМИ в региональные пресс-службы «Билайн» по поводу мобильного мошенничества. Их количество выросло на 200%. Но при этом компания отмечает, что за тот же период число обращений абонентов в call-центры оператора по той же проблеме составило меньше 1,5% от общего количества обращений.
Исследование также показало, что большинство абонентов сотовой связи считает, что борьбу с мошенниками не ведет НИКТО. В связи с этим «Билайн» активно продолжает информировать своих абонентов о наличии проблемы и методах противостояния ей. Работает специализированный сайт «Осторожно, мошенники!» (safe.beeline.ru), в офисах компании распространяются информационные листовки. «Билайн» поднимает общественное обсуждение проблемы. И заседание экспертного совета в Пензе – часть этого процесса.

Как «Билайн» отслеживает и блокирует мошенников
Об основных методах мобильного мошенничества собравшимся рассказал Леонид Баталин. От отметил, что мошенники пользуются сервисами операторов, которые были созданы для удобства абонентов. Это могут быть мобильные переводы, переводы денег на счета компаний «мобильной коммерции» и т. д. Причем мошенники оценивают каждую новую услугу операторов очень быстро и буквально через несколько дней запускают свежую схему мошенничества, связанную с новой услугой.
Леонид Баталин рассказал, что он лично отслеживает прохождение подозрительных сумм по мобильным счетам пензенских абонентов. Не так давно «Билайн», увидев переводы крупных сумм, просто блокировал их выплату. Был случай, когда мошенница явилась в офис «Билайн» в Пензе лично и с каким-то человеком, которого представила своим адвокатом. Она требовала, чтобы «причитающаяся» ей сумма в 25 тысяч рублей была проведена и грозила судом. Надо ли говорить, что после разговора, она больше не появлялась и в суд не обращалась? Сегодня отследить подозрительные переводы стало сложнее. Мошенники действуют массировано, рассылают мошеннические СМС с «крючками» разной степени хитрости. Леонид Баталии рассказал, что и сам получает такие СМС. Скажем, недавно получил сообщение с информацией о том, что его банковская карта заблокирована и, чтобы ее разблокировать, нужно отправить некую информацию. Отследив номер, в «Билайн» определили, что СМС рассылается из Великобритании. Номер быстро «закрыли». Но мошенники тут же начали рассылать СМС с других номеров.
Основными видами мошенничества Леонид Баталин назвал действия, побуждающие абонентов делать мобильные переводы на счета мошенников; заказы платных услуг (например, по скачиванию контента из Интернета), от которых никак не получается отказаться;  выманивание переводов денег на счета платежных систем в Интернете, счета Интернет-магазинов, счета абонентов других сетей и т. д.
«Лекарством» от финансовых потерь Леонид Баталин назвал оперативное обращение к своему оператору мобильной связи. И привел пример, когда в Пензе одна женщина, перечислив мошенникам крупную сумму, опомнилась через час и обратилась в «Билайн». Оператор успел заблокировать перевод части денег. Но, к сожалению, большую часть этой крупной суммы мошенники за час успели «размести» по нескольким номерам в автоматическом режиме.
Руководитель «Билайн»  в Пензе отметил, что борьбе с мошенниками мешает несовершенство законодательной базы. По существующим законам, блокировать подозрительные переводы операторы не имеют права. Поэтому все случаи такого блокирования в пензенском «Билайне» Леонид Баталин фактически берет под свою личную ответственность. Пострадавших абонентов компании спасает то, что мошенники в суд за «своими» деньгами не обращаются.
«Билайн» имеет возможность ограничивать выплаты контент-провайдерам, которые участвуют в сомнительных схемах и активно этим пользуется. Одного из провайдеров в 2008 г. «Билайн» оштрафовал на 5 миллионов рублей. Поскольку именно из-за него какое-то время продолжался небывалый всплеск СМС-платежей по коротким номерам «Билайн». И параллельно скакнуло число обращений абонентов, которые поняли, что попались на удочку мошенников. «Билайн» старается бороться с такими псевдопровайдерами. При этом рискует, поскольку может получить судебные иски.
В результате мер по усложнению для мошенников их операций количество претензий абонентов к услугам по коротким номерам снизилось к настоящему моменту более, чем в 20 раз. В 2010 г. «Билайн» разработал услугу «Черно-белые списки», которая позволяет установить блокировку или выборочный доступ к коротким номерам по желанию абонента. Она стала востребована родителями маленьких абонентов «Билайн» и теми людьми, которые заботятся о безопасности своих пожилых родителей.
Но, в конечном итоге, в компании считают наиболее эффективной именно просветительскую работу с абонентами.

Какие психологические черты абонента используют мошенники
Психолог Лариса Михайлова рассказала, почему люди так легко попадаются на мошеннические «предложения». По ее мнению мошенники оперируют тремя чувствами человека. Первое – страх, тревожность. Многие мошеннические схемы основаны на сообщениях о том, что близкий человек попал в беду и надо срочно перевести денег, чтобы ему помочь. Здесь рекомендация одна – ничему не верить, перезванивать на мобильный телефон своему родственнику или другу, о котором было сообщение. И, конечно же, ничего и никому не платить.
Лариса Михайлова отметила, что постоянная тревожность стала присуща людям потому, что они воспринимают каждодневный вал негативной информации о катастрофах, преступления и т. п. Люди психологически готовы к тому, что в любой момент может случится несчастье. Психолог указала, что мошенники в совершенстве владеют манипулятивными техниками. Поэтому им ничего не стоит «развести» тревожного человека.
Второе, эксплуатируемое мошенниками чувство – жадность. Мошеннические схемы здесь замешаны на том, что людям сообщается о крупном выигрыше. А затем из них вытягивают платежи за «оформление документов» и т. д.
По мнению Ларисы Михайловой, здоровый, адекватный человек знает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Поэтому рекомендует игнорировать сообщения о выигрышах в лотереях, в которых абонент сознательно не принимал участие.
Третье психологическое свойство человека, которое используют мошенники – это наивность, доверчивость. Они свойственны детям и пожилым людям. Как раз эти категории абонентов должны быть защищены заботой их родных.

Мнение силовика
Начальник отдела «К» УВД Пензенской области Александр Кашигин отметил, что рост случаев высокотехнологичного мошенничества сегодня идет даже не в геометрической прогрессии, а гораздо интенсивнее. Мошенники используют сложное и дорогое оборудование.
Александр Кашигин предложил использовать в борьбе с мошенниками принцип «трех П» - предупреждение, профилактику и противодействие. Под предупреждением понимается устранение несовершенства федерального законодательства. Как справедливо отметил Александр, этот вопрос не совсем в местной компетенции.
Скажем, сейчас пробелы в законе позволяют абоненту кулуарно договорится с менеджером оператора и со скидкой подключить 100 номеров, а потом раздавать их кому попало. Такие «букеты» номеров силовики называют «колхозами» и сетуют, что искать по номеру пользовавшегося им мошенника сложно и долго.
Александр Кашигин, говоря о профилактике, отметил, что Пенза – город доверчивых людей. Они нуждаются в разъяснении, в информировании об угрозах мошенничества. Однако Александр указал на то, что профилактическая информация доходит далеко не до всех людей. Особенно до детей и пенсионеров, которые не смотрят новости по ТВ и не читают их в Интернете. Он сообщил, что имеет смысл продолжить опыт рассылки предупреждающих об опасности СМС операторами сотовой связи, который уже был в Пензе.
О направлении противодействия Александр Кашигин сообщил, что силовые структуры занимаются им несколько лет. Описал случаи мошенничества. В частности рассказал о том, что в свое время в Пензе был пойман мошенник, который делал клоны сим-карт, а потом владельцам оригиналов приходили счета на дикие суммы.
Как правило, в Пензе правоохранительными органами местные мошенники вычисляются очень быстро. Здесь область на хорошем счету. В частности, недавно было направлено в суд дело мужчины, который рассылал из Пензы по Москве и Петербургу СМС от имени несуществующей девочки, «болевшей» тяжелым недугом. Мошеннический эпизод удалось доказать.
Александ Кашигин отметил, что многие случаи мобильного мошенничества происходят благодаря действиям заключенных пензенских колоний. Он сообщил, что там сидят «профессионалы», которые отлично манипулируют психикой жертв. Однако правоохранители региона довольно быстро пресекают эту деятельность. В активе милиционеров – раскрытие множества таких схем в колониях № 5, № 7, сердобской колонии и других.

В целом, во время проведенного «Билайн» заседания все сошлись на мнении, что основной причиной массового следования посулам мошенников в Пензе служит психологический тип пензенцев. В нашем регионе все еще много наивных, доверчивых и добрых людей. С одной стороны это очень хорошо. С другой – наивных людей «разводят» много и с выдумкой.

И еще новости

Комментарии  

 
0 #1 Глеб 30.03.2012 15:07
Какая то убогая наивная информация...
...а в конце информация о пойманном мошеннике который рассылал по Москве и Петербургу.
Так вот давно многим хорошо известно,что этот мужчина совершенно не скрывался и не шифровался,а большую часть денег реально тратил на благотворительн ость детям и церквям. ("герои"блин-поймали,раскрыл и...ТОТ ЧЕЛОВЕК САМ ВАМ ОХОТНО ВСЁ РАСКРЫЛ!!!).
Цитировать
 
 
0 #2 Алексей 10.06.2012 12:28
Мошенничество как продолжалось так и продолжается и я думаю не без участия самого оператора. Куда смотрят правоохранитель ные органы?
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

RSS-подписка

Баннер

Мы ВКонтакте

Статистика

Проводник